Велосипедисты на дороге

Практически в любом велопоходе велосипедистам приходится двигаться по автомобильным дорогам. Каким бы "лесным" не был маршрут, автомобильные дороги присутствуют в том или ином количестве. Сложности начинаются сразу от подъезда: где ехать: по велодорожке, по тротуару или по проезжей части? В итоге наблюдается такая картина: на тротуаре пешеходы справедливо ругаются, что их "давят", а на дороге велосипедиста самого уже могут переехать. Так как же быть? Вопреки распространенному мнению, велосипедист имеет свои права, как и любой участник дорожного движения. Сначала надо разобраться, велосипедист это все-таки пешеход или нет?

Движение

ПДД дает однозначный ответ на этот вопрос:
Велосипед — транспортное средство, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности, при помощи педалей (ПДД 1.2). Итак, если велосипедист управляет велосипедом, то велосипед - транспортное средство. Следовательно, он должен двигаться по проезжей части по ходу движения транспортных средств . Колонны велосипедистов должны делиться на группы по 10 человек, расстояние между группами должно быть 80-100 метров. Если же велосипедист спешивается, то превращается в пешехода со всеми вытекающими последствиями. Но, в отличие от пешеходов, лица, ведущие велосипед, должны двигаться по ходу движения (ПДД 4.1). Основные правила движения велосипедистов в ПДД выделены в 24 главе.

Но, согласно ПДД п. 9.9, движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено.

Запреты

Помимо запретов, наложенных на всех водителей транспортных средств, велосипедисту запрещается:

Проезд перекрестков

На перекрёстках действуют обычные правила приоритета (ПДД п. 13 ). Транспортное средство, двигающееся по второстепенной дороге, должно уступить дорогу велосипеду, двигающемуся по главной (ПДД 13.9—13.10). На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого нет помехи справа (ПДД 13.11), то есть на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту. Стоит помнить, что в условиях отсутствия знака 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» и знаков приоритета иногда возникает ситуация, когда тип конкретного перекрёстка водителю установить не представляется возможным. В такой ситуации водитель должен считать, что двигается по второстепенной дороге (ПДД 13.13). На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по этой дороге (ПДД 24.4). На регулируемых перекрёстках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров (ПДД 6.5), а при их отсутствии — сигналам обычных транспортных светофоров (не пешеходных). Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, пересекающего по велосипедной дорожке проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, согласно п. 13.1 ПДД. Также автомобиль должен уступать дорогу велосипедистам при съезде с дороги на прилегающую территорию (ПДД 8.3). При поворотах следует учитывать также п. 8.6 правил: “Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо транспортное средство должно двигаться, по возможности, ближе к правому краю проезжей части.”

Итоги

Согласно правилам, велосипедист является полноправным участником дорожного движения, должен двигаться по велодорожке , а при её отсутствии - по правой полосе как можно ближе к обочине. Запрещается движение велосипедистов по тротуарам, пешеходным зонам, магистралям и тоннелям. Длинные колонны велосипедистов должны делиться на группы по 10 человек в каждой.

В ПДД есть одна странность. В пункте 19.1 и 19.5 сказано, что транспортные средства должны днем двигаться с включенными габаритными огнями. То есть, велосипедов это тоже касается =)

Удачи на дорогах!